МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИИ И АРАБСКИХ ХАЛИФАТАХ

Главная » История медицины » МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИИ И АРАБСКИХ ХАЛИФАТАХ 

Восточная часть Римской империи отличалась от западной большим развитием торговли и ремесленной про­мышленностью, большим развитием городов, их экономическим процвета­нием. Именно Восток и прежде всего Египет являлся хлебной житницей всей империи. В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок; здесь было развито стекольное производство, обслуживающее другие провинции. Большого развития на Востоке, в частности в Малой Азии, достигло ско­товодство. Сирия славилась железными и ювелирными изделиями, ков­рами. Города Востока — Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес и др.— были центрами крупной торговли.

Эта преобладающая экономическая роль стран Востока возросла после падения Западной Римской империи и сохранения Восточной Рим­ской империи под названием Византийской. Расширение торговых связей с Индией, Цейлоном, Абиссинией, Средней Азией (Бухарой, Хорезмом), Закавказьем, Китаем и другими странами привело к дальнейшему росту промышленности. В частности, в VI веке были доставлены в Византию из Китая шелковичные черви (грена) и начало быстро развиваться шелко­водство, изготовление шелковых тканей.

В период раннего феодализма Византия и народы Востока достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь не только уцелели старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые, например Кон­стантинополь. Научное творчество здесь не замирало в V—VII веках, как это было в то время на Западе.

Византия явилась прямой наследницей античной культуры, она сбе­регла и сохранила эту культуру в те века, когда Западная Европа была во власти варварских племен и находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В IX—XI веках Византия выделялась по своей культуре и в X веке была самой культурной страной мира, крупнейшим культурным центром на Востоке Европы. Византийская империя просу­ществовала на 1000 лет дольше Западной Римской империи и только в середине XV века ее завоевали тур к и-османы.

В политической, военной и культурной жизни Византийской империи большое влияние имели славянские народы — болгары, сербы, хорваты и др. Славяне проникали на территорию империи из-за Дуная, селились на ее границах. Свободное, незакрепощенное, жившее общинами славян­ское крестьянство составляло наряду с армянами контингент, из которого набиралась лучшая часть византийской армии, в том числе и ее полко­водцы. Византия неоднократно во ( л под своими стенами победоносные войска «славян. Походы Олега и Игоря в X веке сменялись переговорами и установлением дружественных отношений Византии с русскими князья­ми — Олегом, Святославом и Владимиром-

Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Ев­ропе. Византия сохранила среди других культурных достижений древне­греческую и римскую медицину.

Врачи Византии были хорошо знакомы с произведениями древних врачей Греции и Рима. Врач византийского императора Юлиана Отступ­ника Орибазий (326—403) в IV веке н. э. собрал греческую медицинскую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию «Свод» («Синопсис») в 70 томах, содержащую обширные выписки из сочинений древних врачей. Наряду с извлечениями из работ различных авторов Орибазий включил в «Свод» собственные выводы и обобщения.

Подобно Орибазию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эг и некий (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопе­дические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.

Павел Эгинский был крупным хирургом раннего средневековья. Он много занимался акушерством. Его энциклопедический труд пользо­вался большим авторитетом у врачей арабских халифатов.

В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреж­дения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.

Крупной заслугой средневековой медицины Востока явилось создание гражданских больниц и аптек. Больницы существовали уже в античном мире, но преимущественно в виде военных госпиталей-валетудинариез. Больницы для гражданского населения впервые появились в средние века на Востоке. Больницы возникали из приютов для путешествующих («странноприимные дома» на Руси). С оживлением экономического об­мена между странами появились путешествующие «купцы. Длительные путешествия при тогдашних трудностях передвижения часто сопровожда­лись распространением заразных болезней. Вот почему при постоялых Дворах на больших дорогах появились комнаты для заболевших в пути, а затем и специальные помещения. Больницы вырастали из приютов для увечных и неизлечимых, так называемых богаделен (в частности, для психически больных). Зародыш подобных учреждений встречался уже при храмах в -Египте и других странах Древнего Востока. В Византии содержание больниц сосредоточилось в руках церкви. Одна из первых крупных монастырских больниц была основана в IV веке в восточных кладениях Римской империи, в Кесарии (Цезарее), в Каппадокии— обла­сти Малой Азии, населенной армянами. Эта больница послужила прото­типом Для создания подобных больниц на Востоке, а впоследствии и на ападе. Устав монастыря, при котором находилась Кесарийская больница, предусматривал порядок призрения и лечения больных. Уставы византий­ских монастырей содержали подробное описание хозяйственного распо­рядка больниц, лечения больных, обучения медицинскому делу и пр.

Благодаря своим связям с Византией Киевская Русь раньше приоб­щилась к культурному наследию античного мира, чем многие народы За­падной Европы.

Медицина в арабских халифатах. Значительнее развитие медицина получила в мусульманских феодальных государствах — так называемых арабских халифатах. С середины VII века феодальная и торговая араб­ская аристократия предприняла под знаменем ислама многочисленные войны. К 640 г. арабами были завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет, было завершено покорение арабами Ирана, в конце VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы подчинили себе Среднюю Азию,, северо-западную Индию, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.

Господство арабов и их государства—халифаты — существовали до XII—XIII веков. Единое огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и Во­сточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культур­ное общение народов, объединенных арабскими халифатами, сохранилось в течение 5 столетий. Обширная торговля способствовала развитию в араб­ских халифатах разносторонней хозяйственной деятельности.

Начиная с VII века в странах Ближнего и Среднего Востока воз­никла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура наро­дов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока времен арабских халифатов унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации и в дальнейшем послужила одним из источни­ков западноевропейской цивилизации. Призванная удовлетворять потреб­ности растущей торговли, земледелия и промышленности, наука в араб­ских халифатах XIII—XII веков достигла более высокого развития, чем западноевропейская наука того времени.

В связи с экономикой в арабских халифатах развивалась и культура, обнаруживая наряду с общими чертами своеобразные, оригинальные черты в творчестве отдельных народов Востока. В странах Востока впер­вые получила распространение книга (рукописная), сменившая древний пергаментный свиток. Во введении в обиход бумаги как главного писчего материала большие заслуги имели ученые Самарканда, которые в VII веке начали изготовлять бумагу по изобретенному китайцами способу. Страны Востока славились изготовлением холодного оружия из дамасской стали. На рынках самого Дамаска с местным оружием успешно конкурировали мечи, доставлявшиеся из Руси.

Экономический расцвет, развитие торговли и промышленности в стра­нах Востока способствовали развитию различных областей знания. В связи с запросами торговли, мореплавания, земледелия, промышленности разви­вались география, астрономия, математика, химия, ботаника. Оживленные связи между отдаленными странами и далекие военные походы, естест­венно, потребовали значительного обогащения и систематизации геогра­фических знаний. Ученые Востока определяли широту и долготу, значи­тельно усовершенствовали исчисление времени. В арабских странах были основаны астрономические обсерватории, создан звездный каталог, дано географическое описание почти всех известных тогда стран мира и т. д.

Культура народов арабских халифатов, широко использовавшая и перерабатывавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда

Складывавшаяся в странах арабского халифата культура была много­национальной, наряду с арабами ее развивали иранцы, народы Средней Азии, берберы, мавры, египтяне и другие народы. Арабский язык в стра­нах халифата играл роль, близкую к той, которая принадлежала латин­скому языку в Западной Европе.

Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хо­резма. Видный математик, географ    и   астроном    Мухаммед   Ал-Хорезми, живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из родоначаль­ников алгебры. Ал-Хорезми принадлежит известная книга «Картины мира», в которой он заложил основы географии и этнографии Восточной Европы. Как математик и географ Ал-Хорезми имел в Средней Азии многочисленных последователей, включая Улугбека, внука Тимура, осно­вавшего в XV веке крупную обсерваторию в Самарканде.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в твор­честве Ибн-Сины и Ал-Бируни, ученых X—XI веков, членов хорезмий-ской «академии», подлинных энциклопедистов. Ал-Бируни был астроно­мом, географом, минералогом, этнографом, историком. За 5—6 столетии до Коперника и Галилея он отстаивал гелиоцентрическое строение мира.

Большого развития в арабском халифате достигла химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду позднейших открытий, хотя и ста­вили себе подчас фантастические задачи (влияние алхимии). Восточные химики должны были удовлетворять хозяйственно-производственным за­просам своего времени, в частности в связи с горными промыслами, уча­ствовать в добывании, обработке металлов, серы, ртути и' других работах. Они впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню и другие общеупотребительные в настоящее время пред­меты оборудования химической лаборатории; они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр. Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в Европе под именем Гебера (VIII—IX века), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.

Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых осо­бенно выделялись Багдад (VIII—IX века) -и Кордова (X век). В Запад­ном арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек, 10 выс­ших школ. В Западной Европе в то время было только два универси­тета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина со­ставляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. В ме­дицине, как и в других областях знания, сказался многоплеменный харак­тер населения арабских халифатов. Видными деятелями в медицине яви­лись представители многочисленных народов, населявших халифаты или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы (основатели круп­ных больниц и школ с IV века, еще до образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы (персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи.

Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Перевод­чики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие клас­сиков античной медицины, забытое тогда в Европе.

Врачи в Византийской империи и арабских халифатах сыграли боль­шую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время они самостоятельно развивали и дальше разрабатывали меди­цинские знания. Медицина народов Востока времен арабских халифатов сохранила и распространила греческую медицину, пробудила живое чув­ство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, способствовала разработке теоретической и практической медицины, ввела много лекарственных веществ, усовершенствовала приготовление лекарств. Врачи арабских халифатов сыграли    большую    прогрессивную роль не только в развитии медицины своего времени; они оказали значительное влияние на развитие медицины у наро­дов Западной Европы. Восточ­ная средневековая медицина обогатила прогрессивную меди­цинскую науку эпохи Возрож­дения и оказалась одним из ее ценных источников.

В странах Востока в круп­ных городах были большие больницы. Вслед за больница­ми в странах Востока впервые появились аптеки. Развитие ап­течного дела как лекарствове­дения тесно связано с дости­жениями ученых Востока в об­ласти химии. Преследуя в пер­вую очередь практические цели, больницы и аптеки оказали большое влияние на развитие медицинских знаний. Там    были    специальные

должностные лица по наблюде­нию за врачами и аптеками. Существовали научные учреждения, включав­шие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали научные учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X веке, «академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатоз были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.

Ар-Раэи, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о спо­собе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал опи­сание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невос­приимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально раз­работанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.

В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения ино­родных тел из глотки и один из первых начал применять вату при пере­вязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на част­ные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не мо­жет лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О меди­цине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицин­ских (ракультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описа­ния их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описа­ния болезней, встречающиеся в медицинских сочинениях», говорил Ар-Рази.

Запрещение Кораном вскрытия трупов и вивисекций было причиной относительно невысокого уровня самостоятельных анатомических исследо­ваний ученых-мусульман. Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, главным образом из сочинений Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов, и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем изучение инфекционных болезней, лекарствоведение, гигиена.